Какой сериал вы сейчас смотрите? Если мы попросим вас вспомнить из него пару фрагментов, вы с большой долей вероятности ярче всего вспомните первую и последнюю серию из просмотренных.
Это свойство вашей памяти называется эффект последовательного расположения. Вы лучше запомните первый и последний пункты в списке, чем средние.
Допустим, у вас есть список покупок для супермаркета. В нём у вас молоко, масло, яйца, хлеб, кетчуп и морковь. И вот вы идёте в магазин, но забыли список дома. Какие пункты вы скорее всего вспомните? Масло? Морковь?
Вы уже поняли, как это работает. Но вот ещё пара примеров…
Внутри этого эффекта есть ещё два: эффект первичности и эффект недавности.
Был проведён эксперимент, когда людям предложили выбрать из двух людей, с кем они пойдут на свидание. Всё, что они знали о кандидатах, это список черт их характера.
Первому кандидату соответствовали следующие черты: завистливость, упрямство, придирчивость, импульсивность, трудолюбие и интеллект. Второму – интеллект, трудолюбие, импульсивность, придирчивость, упрямство и завистливость.
Результаты показали, что второй кандидат был оценён большинством людей выше первого. То есть никто даже не заметил, что их черты характера полностью совпадают, хотя и записаны в разном порядке. Это эффект первичности в действии.
Эффект недавности ярче всего проявляется в общении и выступлениях на публике с речью.
Самая важная информация должна быть произнесена в конце речи, ведь именно она имеет наибольшее воздействие и запомнится слушателем лучше всего. Поэтому почти все видео-блогеры в конце своих видео всегда просят зрителей поставить лайк и подписаться.